Алексей Гиппиус рассказал в НовГУ о древнейшей судебной грамоте, найденной в Великом Новгороде
Накануне в Гуманитарном институте НовГУ прошла лекция известного лингвиста Алексея Гиппиуса о содержании найденных в этом году в Великом Новгороде и Старой Руссе берестяных грамотах.
Всего археологам на территории нашего региона в этом году удалось извлечь из земли 11 средневековых документов. Только четыре из них сохранились полностью. Прошлогодним находкам грамоты этого года значительно уступают по объёму текстов. Самый полных из найденных летом 2019 года исторических документов содержит всего 16 слов. Годом ранее в одной из грамот было целых 57 слов.
Тем не менее, новые находки представляют собой серьёзный научный интерес, как с точки зрения развития русского языка, так и средневековых экономических отношений и права.
Так, грамота № 1121, по словам Алексея Гиппиуса, представляет собой древнейший из известных на данный момент образцов русской юридической письменности. Её нашли на раскопе на улице Литвинова-Лукиной в слоях начала XII века. В текст зафиксирован судебный допрос пойманных за кражу бобров разбойников.
— Это нормальная, стандартная форма расспросных речей Разбойного приказа, — пояснил Гиппиус. — Сначала сообщается, что было украдено, а далее идёт: «и тать такой-то винился и говорил: крал у такого-то». Это древнейший пример русской судебной документации. То, что в правлении судебной процедуры участвовали писцы следует из соответствующей статьи «Русской правды». Тем не менее, их продукция до сих пор совершенно не была нам известна. Вообще XI-XII век — добюрократический период в истории русского права. Это очень ценное свидетельство существования такой судебной документации уже в начале XII века, к которому относится эта грамота. Она оказалась очень непростой с точки зрения чтения. Потому что тот, кто имел с ней дело в древности обошёлся с ней довольно жестоко: он её не только порвал, но ещё и содрал верхний слой.
В ряде грамот, обнаруженных в Великом Новгороде лингвист отметил проявления склонности древних новгородцев к диминутивам.
— Точно так же, как не «житом», а «житцем», новгородцы писали не «товара», а «товарца». Это — замечательная склонность новгородцев к уменьшительным образованиям, — подчеркнул Гиппиус.
В одной из грамот член-корреспондент РАН отметил сразу два заимствования из скандинавских языков, в частности слова «ворвань» (вытопленный жир морских млекопитающих) и «скота» (в значении «деньги»).
51-ю берестяную грамоту, найденную в Старой Руссе археологической экспедицией Новгородского университета, Алексей Гиппиус отметил за самое раннее из найденных на данным момент свидетельств современного распределения окончаний полных прилагательных. Напомним, в средневековом письме один рушанин обращается к другому с распоряжением привести трёх коней: «соловои», «боурый» и «орка». В первых двух словах, как раз, и встречается современное распределение окончаний прилагательных — в ударной позиции -ой, в безударной -ый. А «орка», в свою очередь, свидетельствует о развитии в языке второй половины XIII века категории одушевлённости. «Орько» — собственное имя коня. В данном случае склонение «орка» говорит о толковании его как одушевлённого существительного.
Добавим, что перед лекцией Алексей Гиппиус дал интервью нашему порталу. Читайте скоро на «Газоне».
Фото: Виктор Михайлов.
Подпишитесь на рассылку
Нажимая на кнопку Вы принимаете соглашение об обработке персональных данных
на главные обновления!
Материалы по теме