
2360
Учёная рассказала, как сохранить приватность в эпоху социальных сетей

Руководитель сектора теории познания Института философии РАН Елена Труфанова в новгородской «Точке кипения» прочитала публичную лекцию «Приватное и публичное в цифровую эпоху».
По словам учёной, впервые понятие права на неприкосновенность частной жизни было юридически зафиксировано в 1890 году американскими адвокатами Уорреном и Брендайсом. Ранее приватность жизни человека ценностью не являлась. В древности одиночество и вовсе считалось опасным состоянием: изгнание из коллективов было одним из самых страшных наказаний, а желание отделиться от других воспринималось как помешательство. Становление приватности как ценности началось лишь в эпоху Возрождения.
— Если в Средние века индивидуальных комнат не было не только в домах крестьян, но и в замках феодалов, то начиная с эпохи Возрождения жилые помещения планируются уже с их учётом, — пояснила Елена Труфанова. — Именно тогда некоторые сферы становятся интимными, например, половые отношения или отправление естественных нужд. Но окончательно идея частной жизни оформляется лишь в эпоху индустриализации. Условно говоря, когда человек уходит работать на завод — это его публичная жизнь. А когда он возвращается после смены домой — начинается уже его частная жизнь. То же касается и торговцев, работающих в лавках.
Но особенно важной, по мнению учёной, проблема приватности становится именно в цифровую эпоху, когда границы частной жизни рискуют быть окончательно уничтоженными. Появились понятия «офлайн-» и «онлайн-идентичности». И если на ранних этапах развития интернет-пространства образ человека в сети не всегда был даже связан с его реальной жизнью, то сегодня пугающим явлением стал факт, когда обе идентичности сливаются воедино.
— В 90-е годы, в эпоху «раннего» интернета, человек часто притворялся кем-то другим, примерял на себя чужие маски, — рассказала исследовательница. — Эти образы, в большинстве своём, для серьёзных целей не использовались, были игровыми, некими фейк-идентичностями. Однако при современном масштабе использования цифровых технологий, особенно социальных сетей, разделение на офлайн и онлайн-идентичности стало попросту невозможным. Человек в сети и в реальном мире — один и тот же, и от этого уже никуда не уйти. Интернет проделал очень быстрый по меркам истории и культуры путь от пространства анонимности к пространству бесконечной открытости.
Как отмечает Елена Труфанова, жизнь современного человека устроена таким образом, что сегодня «отсидеться» в реальном мире уже не удастся. Повседневность пронизана социальными технологиями, которые насильно втягивают человека в соцсети: через них проще регистрироваться на популярных сайтах, вести странички, которые людей обязывают иметь в силу той или иной их профессии.
В соцсетях у людей возникает иллюзия, что «я для себя» и «я для другого» — это совершенно разные вещи. Человек обладает полнотой знаний о самом себе, но размещает в сети лишь некоторые фрагменты: определенные фотографии, сведения. Ему кажется, что этих данных для нужного мнения о нем будет вполне достаточно. Но внешний наблюдатель постоянно стремится самостоятельно достроить для себя целостную картину. При этом происходит неизбежное искажение картины реальной и возникает конфликт видения одной и той же личности. Здесь человек попадает в ловушку. Он думает, что эти «островки» его жизни, которые он всем показал, до сих пор приватны. Примерно по такой аналогии: моя комната, мой рабочий стол, моя страничка. На деле все беды происходят от неправильного психологического восприятия соцсетей.
Елена Труфановаруководитель сектора теории познания Института философии РАН
Как пояснила учёная, ничего приватного в соцсетях нет. И ситуация осложняется тем, что информация там распространяется гораздо быстрее, чем в реальной жизни. Елена Труфанова объясняет это тем, что сетевые коммуникации осуществляются в рамках горизонтальных, подразумевающих равенство всех участников, а не иерархических связей. Между равноправными членами сообщества информационный сигнал распространяется гораздо быстрее и намного сильнее влияет на них. Как подчеркнула исследовательница, человеку свойственно прислушиваться к равным по положению, а не к выше или к нижестоящим. Поэтому агрессивные комментарии в соцсетях воспринимаются наиболее болезненно, как агрессивное вторжение в личное пространство.
— Когда мы не осознаем публичность сетевой деятельности, любое наше действие имеет гораздо больший резонанс, чем если бы мы это делали, стоя на площади, — отметила Елена Труфанова. — Сейчас мы все находимся в ситуации тотальной ответственности: за какие-то неловкие фразы, написанные может быть в не очень адекватном состоянии, нелепые фото, на которых мы просто были когда-то отмечены. В обычной жизни это всё могло бы пройти незамеченным, но в соцсети человек несет ответственность уже перед всем цифровым сообществом.
Лекции Елены Труфановой стали частью XXIV сессии научно-образовательного и просветительского проекта кафедры философии, культурологии и социологии НовГУ «Ареопаг-АнтоНОВо». Темой другого выступления профессора в новгородской «Точке кипения» стала «Реальность через призму социальных конструкций». В областной научной библиотеке Елена Труфанова провела публичную лекцию «Человек между генетической памятью и культурным кодом». Выступления доступны для просмотра онлайн.
Подпишитесь на рассылку
Нажимая на кнопку Вы принимаете соглашение об обработке персональных данных
Спасибо за подписку
на главные обновления!
на главные обновления!
Материалы по теме