Аспирантка НовГУ рассказала о возможной переоценке роли шведов в разорении новгородских монастырей в Смуту
Младший сотрудник научно-исследовательского центра НовГУ Елизавета Попова поучаствовала в международной школе-конференции молодых учёных «Актуальные проблемы исторических исследований».
Аспирантка кафедры всемирной истории и международных отношений Новгородского университета рассказала о перспективах изучения документов из Российского государственного архива древних актов. Они содержат важную для историков информацию о жизни Новгорода и окрестностей во время шведской оккупации в начале XVII века.
Елизавета Попова проанализировала три документа. В них приводятся сведения о налоговой системе, в частности сборах с монастырей и церквей, состоянии религиозных объектов и осаде Пскова шведами.
Часть документов введена в научный оборот, некоторые — лишь частично, некоторые до сих пор серьёзно не изучались. По оценке новгородской учёной, все они представляют интерес для исследования. Рассматривая их вместе с документами хорошо изученного Новгородского оккупационного архива, можно составить более полное представление о разных аспектах шведской оккупации.
Один из представленных на конференции документов содержит подробное описание монастырских построек и церквей во время оккупации. В частности, присутствуют записи о разорении отдельных религиозных объектов. Как отмечает Елизавета Попова, в тексте не приводятся причины произошедшего. Восстановить их можно с помощью документов других архивов — архива Санкт-Петербургского института истории РАН и Новгородского оккупационного архива.
«Немаловажный вклад можно внести в изучение функционирования монастырей и церквей города и новгородских пятин в начале XVII века и поставить под сомнение вопрос об исключительной виновности шведов в разорении церковного имущества, — сообщает аспирантка Новгородского университета. — Уточнить, кем были разорены духовные объекты, когда это произошло, необходимо опираясь на документы Новгородского оккупационного архива, благодаря которым можно выяснить судьбу конкретных церквей и монастырей. Например, Леохновский монастырь окончательно пришел в упадок из-за финансовых махинаций монастырского настоятеля Корнилы, а церковь Козьмы и Демиана в Новгороде была ограблена самими новгородцами. Что касается шведской администрации во главе с Делагарди, то последний, напротив, не был сторонником разорения оплотов православия. По документам Новгородского оккупационного архива можно проследить, что по вопросам разорения церковного и монастырского имущества нередко заводились дела, а также оказывалась материальная помощь обращавшимся к властям духовным лицам».
Международная научная школа-конференция прошла на базе Новосибирского университета и Института истории Сибирского отделения РАН.
Подпишитесь на рассылку
Нажимая на кнопку Вы принимаете соглашение об обработке персональных данных
на главные обновления!
Материалы по теме